А вообще, Пелевин, конечно, уникален. Среди русских писателей (если они правда хоть сколько-то писатели, а не совсем уж бумагомаратели) принято иметь чётко выраженную моральную и/или гражданскую позицию. С гражданской позицией у П. как-то не очень, а мораль - это вообще мимо. Главная тема, которая так или иначе присутствует во всех его книгах - это духовный поиск. Поиск разгадки тайн мироустройства и поиск свободы. Субъекты этого поиска весьма неожиданны: пара кур с бройлерного комбината, лиса-оборотень, заточенный в лабиринте Минотавр, герой халтурного романа, созданная для сексуальных утех девушка-андроид. Помнится, даже сарай был, устремлением которого было стать велосипедом. Людям в книгах П. такой поиск тоже свойственен, однако часто он пассивен (объелся персонаж грибов или сдуру купил приспособление для спиритических сеансов - и вдруг узнал нечто важное) и как правило безуспешен. Не-людям везёт больше. Разве что Минотовр так и не смог освободиться, а чувак из "Жёлтой стрелы" таки сошёл с поезда.
И ещё. Зло в книжках Пелевина является внешней силой, это некоторая иная форма жизни, паразитирующая на человеке (или представителе симпатичного нечеловеческого вида) - что в наш гуманистический вес немодно, но подаётся автору с удивительной убедительностью. Люди, даже самые неприглядные - всего лишь жертвы этого зла. Кстати сказать, симпатичных людей в книжках у П. как-то и нет. Про "Generation П" автор сам сказал, что героев там нет, есть только персонажи, и это истинная правда. Никого в этом романе не хочется любить и ни с кем не хочется себя отождествлять. Удивительно, что при этом книги этого автора столь интересны и важны.