читать дальшечто является главным истояником творческой силы и вдохновения для талантливого человека? распространенная точка зрения утверждает, что за каждый талантом стоит трагедия, скрытая или явная, душевный надлом. тема этого надлома проходит красной нитью в биографиях и мемуарах, и выглядит очень убедительно. еще бы - гении становятся так похожи на нас, смертных. жизненная трагедия есть у каждого. у кого-то она выражается в том, что он в детстве потерял родителей, а у кого-то - что его кормили манной кашей вместо гречневой. остается только удивляться, почему каждый из нас не гениален. поудивлявшись, задумываешься - а может быть, топливом для творчества является что-то другое? может, личная трагедия - лишь дверь, через которую неведомое и волшебное проникает в наш мир? дверь-то найдется у каждого, только у кого-то она ведет в грязный чуланчик, а у кого-то - в другую вселенную. по-видимому, талант и творческая энергия изначально заложены в человеке; если они есть, то выход им в любом случае найдется. что же касается необходимости трагедии, то и в этом тезисе позволю себе усомниться. во-первых, непременные страдания творческого человека (несчастная любовь к чужой жене, скрываемые от мира гомосексуальные наклонности; гонения и непонимание со стороны общественности) - литературный штамп, придуманный авторами биографий. надо же как-то увлечь читателя, сделать так, чтобы он сопереживал несчастному гению, несмотря на всю его гениальность. для этого нужно хотя бы немного приблизить гения к смертному. отсюда следует "во-вторых". во-вторых, смертный и представить себе не может, как на самом деле работает творческая энергия. ему нужно хоть какое-то рациональное объяснение, и он его получает. другое дело, что объяснение может не просто не соответствовать истине, а находиться в ней в явном противоречии. что если гений работает вопреки трагедии? там, где смертный опустил бы руки, талантливый человек находит силы действовать (и сил у него невероятно много, так много, что мы даже задумываться не хотим об этом, чтобы не сдохнуть от зависти). ну и в третьих - кто сказал, что гений непременно будет страдать в той ситуации,в которая кажется трагичной нам с вами? про одного непризнанного при жизни поэта прямо так и было сказано в предисловии к книге: "он был очень беден, и, скорее всего, крайне несчастен". надо полагать, поэт сам признался в этом биографу на спиритическом сеансе. а, впрочем, мои догадки насчет того, как было на самом деле, тоже имеют крайне мало шансов оказаться истинными. поскольку я простой смертный.
и не согласна с фразой: Художник должен быть голодным. особенно когда она исходит от директора. мол у вас маленькая зарплата, чтобы вы получше творили... ну да. результат один: никакого желания творить вообще нет. есть желание иметь квартиру, машину, ездить в другие страны, и не задумываться о деньгах в магазине. и тем более не думать о том, что тебе жрать нечего, делая при этом работу, за которую с клиента взяли такие деньги, которые обеспечили бы квартиру, машину и прочее за раз... я знаю, что я меркантильна) но все-таки смысл у фразы совсем другой. наверное, человек который это сказал, имел в виду, что когда ты творишь, рисуешь, пишешь, ты забываешь и о еде и о других мелких жизненных потребностях, просто это отходит на второй план. но если после того как ты весь день был погружен в это самое творчество, а потом открываешь холодильник, а нем пусто, кошелек и в нем пусто... остается только лечь и помереть
но про несчастье.... оно все-таки является движущей силой. чтобы что-то делать, к чему-то стремиться, чего-то достигать, нужно же чтобы этого тебе не хватало, причем остро не хватало. если у тебя все есть и ты не хочешь ничего менять, то зачем лишние телодвижения? просто люди делятся на тех, кто в несчастье винит в нем окружающих, страдает, чувствует себя "бедным и несчастным" и тд и тп и не собирается что-либо менять, им нравится страдать, вызывать у других сочувствие. и на тех, кто старается двигаться вперед, чтобы там ни было. именно это движение, желание изменить что-то дает им силы. да никогда и никуда ты не будешь двигаться, если тебе это не нужно. а дальше уже вопрос куда эта сила приложилась. у одних в творчество, у других в работу, у третьих в семью и так далее. и еще. зачастую творчество всего лишь попытка организма избавиться от избытка мыслей, идей, картинок. защитная реакция. выкинуть это, чтобы не зудело и чтобы восстановить равновесие. это довольно спонтанно, никакое вымучивание и высасывание из пальца не будет творчеством. правда оно может обрасти опытом, наработками и тогда идеи могут генерироваться на автомате, без участия каких-то движущих сил, вроде "несчастья"
я думаю, что творчество, занимаясь которым, забываешь о еде и сне - это не дизайн рекламных щитов и т.п. а то что рвется из души, и ничем это не сдержишь.
насчет несчастий, как движущей силы - да, для меня это так. но знаю людей талантливых, которые будут творить даже если у них все будет. и ничуть не хуже (а может и лучше). а еще людей, которые, будучи талантливыми, тратили силы не на творчество, а на борьбу с демонами.
~TaMi~Вы говорите про творчество, как сублимацию. То есть переплавку проблем в нечто дивное и захватывающее. Это бывает, не спорю. Но бывает и так, когда творчество просто составляет суть жизни. Ну изливается фонтаном вне зависимости от реалий. И никуда не денешься. В этом случае необходимость бегать, зарабатывать на кусок хлеба или разруливать некие неприятности от творчества только отвлекает.
Ну при том количестве гениев, у которых в жизни все было зашибись или по крайней мере более чем пристойно, говорить о том, что это система не приходится. Среди творческих людей соотношение несчастных и счастливых, имхо, не сильно отличается от среднестатистического для людей вообще
Художник должен быть голодным хм... а мне казалось что тут скорее об эмоциональном... не... ну в общем другом голоде речь, не физическом ) а вот когда такое говорит директор... посылать на * такого директора, и искать нормального )
всякие беды часто являются не причиной, а следствием. вот, к примеру, Да Винчи не заканчивал свои работы (заказы!!), потому что терял к ним интерес. поэтому ближе к старости остался совсем без заказов, то бишь, голодным. Ну или какой-нить вангог, гениальности которого просто никто не понимал и не покупал. то бишь да, так сильно увлекаются, что забывают о еде в прямом и переносном смысле. но не все.
страдать каждый дурак может. могу только предположить, что творческое начало - оно либо есть, либо его нет. +сила, упрямство, образование и прочая мишура. разнообразные трагедии могут только задать тему или привнести оттенок.
и не согласна с фразой: Художник должен быть голодным. особенно когда она исходит от директора. мол у вас маленькая зарплата, чтобы вы получше творили... ну да. результат один: никакого желания творить вообще нет. есть желание иметь квартиру, машину, ездить в другие страны, и не задумываться о деньгах в магазине. и тем более не думать о том, что тебе жрать нечего, делая при этом работу, за которую с клиента взяли такие деньги, которые обеспечили бы квартиру, машину и прочее за раз...
я знаю, что я меркантильна)
но все-таки смысл у фразы совсем другой. наверное, человек который это сказал, имел в виду, что когда ты творишь, рисуешь, пишешь, ты забываешь и о еде и о других мелких жизненных потребностях, просто это отходит на второй план. но если после того как ты весь день был погружен в это самое творчество, а потом открываешь холодильник, а нем пусто, кошелек и в нем пусто... остается только лечь и помереть
но про несчастье.... оно все-таки является движущей силой. чтобы что-то делать, к чему-то стремиться, чего-то достигать, нужно же чтобы этого тебе не хватало, причем остро не хватало. если у тебя все есть и ты не хочешь ничего менять, то зачем лишние телодвижения? просто люди делятся на тех, кто в несчастье винит в нем окружающих, страдает, чувствует себя "бедным и несчастным" и тд и тп и не собирается что-либо менять, им нравится страдать, вызывать у других сочувствие. и на тех, кто старается двигаться вперед, чтобы там ни было. именно это движение, желание изменить что-то дает им силы. да никогда и никуда ты не будешь двигаться, если тебе это не нужно. а дальше уже вопрос куда эта сила приложилась. у одних в творчество, у других в работу, у третьих в семью и так далее. и еще. зачастую творчество всего лишь попытка организма избавиться от избытка мыслей, идей, картинок. защитная реакция. выкинуть это, чтобы не зудело и чтобы восстановить равновесие. это довольно спонтанно, никакое вымучивание и высасывание из пальца не будет творчеством. правда оно может обрасти опытом, наработками и тогда идеи могут генерироваться на автомате, без участия каких-то движущих сил, вроде "несчастья"
насчет несчастий, как движущей силы - да, для меня это так. но знаю людей талантливых, которые будут творить даже если у них все будет. и ничуть не хуже (а может и лучше). а еще людей, которые, будучи талантливыми, тратили силы не на творчество, а на борьбу с демонами.
Но бывает и так, когда творчество просто составляет суть жизни. Ну изливается фонтаном вне зависимости от реалий. И никуда не денешься. В этом случае необходимость бегать, зарабатывать на кусок хлеба или разруливать некие неприятности от творчества только отвлекает.
вот она, разница, каторая всегда была между нами! и каждый из нас считал, что его способ добытия творческий энергии единственный.
хм... а мне казалось что тут скорее об эмоциональном... не... ну в общем другом голоде речь, не физическом )
а вот когда такое говорит директор... посылать на * такого директора, и искать нормального )
вот, к примеру, Да Винчи не заканчивал свои работы (заказы!!), потому что терял к ним интерес. поэтому ближе к старости остался совсем без заказов, то бишь, голодным. Ну или какой-нить вангог, гениальности которого просто никто не понимал и не покупал.
то бишь да, так сильно увлекаются, что забывают о еде в прямом и переносном смысле. но не все.
страдать каждый дурак может. могу только предположить, что творческое начало - оно либо есть, либо его нет. +сила, упрямство, образование и прочая мишура. разнообразные трагедии могут только задать тему или привнести оттенок.