реликтовый долбоящер
А вообще, Пелевин, конечно, уникален. Среди русских писателей (если они правда хоть сколько-то писатели, а не совсем уж бумагомаратели) принято иметь чётко выраженную моральную и/или гражданскую позицию. С гражданской позицией у П. как-то не очень, а мораль - это вообще мимо. Главная тема, которая так или иначе присутствует во всех его книгах - это духовный поиск. Поиск разгадки тайн мироустройства и поиск свободы. Субъекты этого поиска весьма неожиданны: пара кур с бройлерного комбината, лиса-оборотень, заточенный в лабиринте Минотавр, герой халтурного романа, созданная для сексуальных утех девушка-андроид. Помнится, даже сарай был, устремлением которого было стать велосипедом. Людям в книгах П. такой поиск тоже свойственен, однако часто он пассивен (объелся персонаж грибов или сдуру купил приспособление для спиритических сеансов - и вдруг узнал нечто важное) и как правило безуспешен. Не-людям везёт больше. Разве что Минотовр так и не смог освободиться, а чувак из "Жёлтой стрелы" таки сошёл с поезда.
И ещё. Зло в книжках Пелевина является внешней силой, это некоторая иная форма жизни, паразитирующая на человеке (или представителе симпатичного нечеловеческого вида) - что в наш гуманистический вес немодно, но подаётся автору с удивительной убедительностью. Люди, даже самые неприглядные - всего лишь жертвы этого зла. Кстати сказать, симпатичных людей в книжках у П. как-то и нет. Про "Generation П" автор сам сказал, что героев там нет, есть только персонажи, и это истинная правда. Никого в этом романе не хочется любить и ни с кем не хочется себя отождествлять. Удивительно, что при этом книги этого автора столь интересны и важны.

@темы: пища духовная

Комментарии
03.10.2012 в 20:51

унция совы
Mist*, думаю, где-то в чем-то в этом "нелюдятнике" мы узнаем себя :)
Кстати, тема "внешнего зла" - во многом тема "демонологии". В сущности, Пелевин раскрывает вполне христианскую парадигму - "впусти зло в себя и оно войдет, открой и подготовь себя для света - войдет он".
03.10.2012 в 21:11

реликтовый долбоящер
Arme, ну так да, в средние века идея внешнего зла была весьма популярна. Но начиная века с 19 до людей начало доходить, что и зло, и добро заключено в них самих.
Что до пелевинских героев, то, по-моему, никому из них впускание зла не помогло. Как-то иначе им приходится действовать.

Что до нелюдей, то, конечно, они во многом похожи на людей (откуда в нашей голове иному-то взяться :)), только автор позволяет им быть лучше людей. У меня такое ощущение, что он сам через этих персонажей пытается нащупать некий абсолют, исследуя их способы достичь свободы, чем бы она ни была - побегом из курятника или уходом в нивану. Пытается найти свой, человеческий путь. Но пока, судя по всему, не нашёл.
03.10.2012 в 21:33

унция совы
Mist*, собственно, представление о том, заключено в тебе самом добро и зло или нет - зависит, наверное от мировоззрения человека в целом. Заметим, в христианстве у "падения" перволюдей была внешняя причина, внешнее зло. И в этом смысле Пелевин просто продолжает парадигму.

У меня нет впечатления, что нелюди лучше людей у Пелевина. Даже нет впечатления, что сильно отличаются от людей, скорее, что здесь нелюдские черты - фигура метафорическая: сюда же тема "оборотничества, как преданного доверия", тема "монстра в себе и монстра в другом" и т.д. Скорее, это "пути человеческих травм через этот странный мир и такую вот метафизическую парадигму". ИМХО.
03.10.2012 в 22:02

реликтовый долбоящер
Arme
1. Ну так да, идея внешнего зла не нова. И не только для христианства характерна. В христианстве человек хотя бы наделен свободой воли и может противостоять этому зла, не поддаваться ему - уже прогресс. Но вообще, перекладывание ответственности за зло на внешние силы выглядит примерно так же, как заявление ребенка, что это не он игрушки раскидал, а мышка. Признание того, что зло заключено в самом человеке и ему одному отвечать за свои неблаговидные поступки, представляется мне более зрелой. Тем удивительнее, что у Пелевина внешнее зло кажется таким убедительным.

2. У меня тоже такого впечатления не было. А вот буквально сегодня я перебрала в памяти персонажей Пелевина и сюжеты его книг и обнаружила вот такую странность. Затворник и Шестипалый симпатичны и им сопереживаешь. Лиса А Хули симпатична. Кая и Грым (хотя Грым, строго говоря, человек, но в реальности книги он считается другой формой жизни). Граф Т. - тоже. А вот Вавилен Татарский - нет. Рома Шторкин - нет (это который из Empire V - я даже имени его не запомнила, пришлось уточнять). Стёпа из "Чисел" тоже отнюдь не герой. Чес-сказать позитивных примеров навскидку и не помню. Петька Пустота, пожалуй, милый. Но не-человек Чапаев определённо круче. :)
03.10.2012 в 22:19

унция совы
Mist*, а Чапаев показался не-человеком?
Мне вот кажется, что все герои "Чапаева и Пустоты", за исключением того несчастного голема-башкира, собственно, люди. Просто на разных "ступенях прозрения и нарастания харизмы" :)

Перечитала еще раз последний абзац - видимо, это "на вкус, на цвет". Потому что мне все герои Пелевина равно не-симпатичны и равно вызывают "сострадание к товарищам по несчастью мира сего", разве лишь. Ибо "мы все хотели жить не там, где нас родили папа с мамой, мы все читали эти книги, мы мечтали о другом..."

А что до зла - это всего лишь вечный спор об изначальной благости или неблагости человека. Я не сопоставляю эти позиции по "зрелости/незрелости", потому что у каждой эпохи своя точка зрения на предмет "зрелости". И реалии наших дней (и позиция по этому вопросу детей этих дней) во многом замешаны на установку времен научного материализма: "человек изначально неблаг".
Как говорится, "всего лишь доминирующая мировоззренческая установка".
04.10.2012 в 07:44

реликтовый долбоящер
Чапаев - виртуальный персонаж. Который существует в сознании Петьки, потом промелькивает в реальности такого же виртуального графа Т.

Материализм, ксатати, совершенно не утверждает, что человек "изначально не благ". Такие тезисы для христианства характерны.
А вам-то лично ближе идея зла внешнего или зла внутреннего?
04.10.2012 в 08:40

Not particularly good at being a high-functioning adult, but totally okay with that.
Mist*, с другой стороны, если довести идеи солипсизма до логического завершения, все внешнее зло по факту становится внутренним.
04.10.2012 в 09:48

Читаю, дивлюся, малюю
А я кроме "Принца Госплана" ничего не читала.
04.10.2012 в 15:48

реликтовый долбоящер
Aigsil, жжешь! :-D

~Банни~, ну, может и не надо было) больно он постмодернистский)
04.10.2012 в 16:04

Читаю, дивлюся, малюю
Mist*, мне его давали в распечатке (матричный принтер, хо-хо!) и рассказывали, что очень клёво. А я ничего кроме веника вместо принцессы не запомнила.
04.10.2012 в 16:28

реликтовый долбоящер
~Банни~, а может и стоит попробовать почитать что-то. раз все так давно было и забылось. можно с рассказов или повестей начать. если заинтересует, то значит, стоит продолжать. а если не твоё, то по крайней мере это выяснишь.
04.10.2012 в 16:32

Читаю, дивлюся, малюю
С чего-то конкретного или любой рассказ?
04.10.2012 в 16:37

реликтовый долбоящер
"Затворник и Шестипалый" и "Вести из Непала" :)
04.10.2012 в 16:38

Читаю, дивлюся, малюю
Спасибо.
04.10.2012 в 20:25

унция совы
Mist*,

Такие тезисы для христианства характерны. - ну почему. В христианстве как раз человек изначально благ, изначально существует в раю, в прямой зоне богоприсутствия и богообщения. Потом происходит падение и лишение благодати.

Мне ближе установка, что изначально человек благ. Изначально дети, которым не причинили никакого зла и никак не "погладили против шерстки", желают всему остальному добра, сколь я видела. Зло приходит извне. Всегда. И, укореняясь и питаясь разными внутренними "соками" человека, поселившись там, где в нем что-то "юное, наивное и светлое" рушится и не восстанавливается - становится внутренним. Обычный процесс :)